1. Что есть фанфик?
Вообще на этот вопрос я всегда отвечала следующим образом: фанфик - это литературное творчество чокнутых фанатов по мотивам. Конечно, такое определение как минимум ненормально. А посему я нашла нормальное определение термина.
Фанфик - это разновидность творчества поклонников коммерческих произведений искусства - некоммерческое литературное произведение, использующее идеи сюжета и персонажей из оригинального произведения. Это и "продолжения", и пародии, и "альтернативные вселенные", и многие другие подобные тексты.
Вообще говоря, написание и публикация фанфиков часто незаконны, так как нарушают авторские права создателей оригинальных произведений. Но этого добра в сети наплодилось столь много, что, как говорила Зоя Космодемьянская, "всех не перевешаешь". В общем, решайте сами, иметь или не иметь, как говорилось в известной песне.
2. Возрастное ограничение
Оно же рейтинг (rating). Указывает, с какого возраста рекомендуется читать фанфик. Банально, но факт - рейтингов стоит слушаться. Конечно, не имеет никакого значения, если в 16 лет 7 месяцев вы читаете вещи "взрослых" (не раньше 17) рейтингов. Однако в 12 лет этого, право же, лучше не делать (или, во всяком случае, знать, на что идёшь).
3. Предупреждение
Предупреждением (disclaimer) в его наиболее распространенной версии называется отречение автора фанфика от своих авторских прав. Звучит это примерно так: все права принадлежат тете Роулинг, лично я ни на что не претендую и не рассчитываю на извлечение коммерческой выгоды из своего творчества. Впрочем, мой фирменный дисклеймер звучит следующим образом: "Все мое, мое. Крот ©" (см. диснеевскую версию "Дюймовочки")
Однако ж существуют и другие предупреждения:
POV - point of view (точка зрения) - фанфик пишется от лица персонажа, чьё имя или инициалы стоят перед этими тремя буквами (пример - Драко POV)
AU - alternative universe (альтернативная Вселенная) - параллельный мир. Вообще-то это тонкое понятие, особенно если речь идёт о незаконченном сюжете - с появлением 5-ой книги 90% фанфиков о ГП перешло в разряд параллельных миров, но всё же AU они не являются. AU называется только тот фик, который с самого начала был построен на том, что какое-то событие в обозримом на момент написания прошлом случилось или не случилось - в общем, что-то вышло не так, как в первоисточнике. Лили Эванс вышла замуж за Ремуса Люпина, а не за Джеймса Поттера. Люциуса Малфоя осудили, посадили в Азкабан, конфисковали имущество в пользу семьи Уизли, и сын богатых родителей Рон встречается в Хогвартсе с бедным, но гордым Драко. Хагрид искусан Пушком и за Гарри к Дурслям отправляется кто-то другой, в результате чего Гарри, не запуганный плохим Слизерином, попадает туда (представьте себе выражение лица Снейпа. Теперь представьте ещё раз на бис)... Обычно AU строится на одном-единственном изменении, последствия которого растут, как снежный ком. В хорошем AU мало персонажей со стороны, но прежние изменяются. Нельзя не сказать и о параллельных мирах, где происходят "сдвиги" во времени или последовательности: персонажи живут в 18 веке вместо 20, Гарри становится учителем, а Снейп учеником и т.д.
Spoiler - по-русски обычно и называется спойлер, от слова spoil - портить. Спойлер - информация, ещё не известная какому-то кругу читателей (считается, что она портит радость последующего прочтения, отсюда название). Типичные спойлеры - информация теперь уже о 6 книге. Но для тех, кто не читал 3 книгу, спойлером является любой фанфик о Люпине, просто потому что есть там такой Люпин! Вежливость требует, чтобы читатели, не желающие ничего знать заранее, были предупреждены: спойлер к 3 книге (обычно называют первую, где появляется персонаж, но если что-то касается следующих, должны назвать и их). Однако подавляющее большинство фэнов читало все 4 книги, и такими предупреждениями можно пренебречь.
Het - гет, гетеросексуальная любовная интрига. Прошу заметить, именно любовная интрига, а не секс. Вернее, далеко не всегда секс, ещё дальше не всегда подробные описания... Надеюсь, все меня поняли. Этот термин встречается куда реже, чем слэш - по мнению многих, о "нормальных" отношениях можно и не предупреждать. Обычно гет-дисклеймеры стоят или на больших архивах, где нужно сразу отделять гет от слэша, или на архивах по большей части слэшного направления, или в сочетании со "взрослым" рейтингом (NC-17, Het).
И наконец САМЫЙ любимый дисклеймер всех времён и народов -
Mary Sue - Мери-Сью. Девушка, которая заслуживает отдельного разговора.
Мери-Сью - нарицательное имя девушки, придуманной автором фанфика, обычно альтер эго самого автора. Изначально просто новый, невесть откуда взявшийся персонаж, сразу или почти сразу ставший одним (вернее, одной) из ключевых действующих лиц. Идея сама по себе совсем не порочна, но порождает множество следствий, которые трудно обойти, в результате чего появляется штамп, от которого прочтения с 10-ого точно начнёт коробить.
Следствие №1. Появление Мери-Сью. Очень трудно придумать новую причину тому, что в Хогвартсе в обход установленных правил появляется новая студентка 15 лет от роду (обычно они или скрывались от Волдеморта, будучи родственницами либо его врагов, либо его самого, или приезжают по обмену - Мерлин, прости их чёртов "чарующий американский акцент" или русские фамилии и связь с древней магией, они не виноваты, что их так придумали). Тем более трудно придумать новую причину приютить в Хогвартсе маглу. Да и новые преподши Защиты от Темных Сил, которых скопилось уже не меньше нескольких дюжин, порядком поднадоели... Есть, конечно, оригинальные ходы, но мало их, мало...
Следствие №2. Распределение. Мери-Сью (если она студентка) попадает в Гриффиндор. В самом крайнем случае (если она не просто родственница Волдеморта, а прямой потомок) - в Слизерин. А как ещё держать её близко к центру событий?
Следствие №3. Способности. Мери-Сью либо гениальная ученица, либо озорница, каких мало (может совмещать). Если она преподавательница, то знает о ЗОТC всё или что-то очень необычное. Если она магла, то это только видимость - на самом деле в ней скрыты огромные силы. Любая Мери-Сью может преуспевать в зельях, стать личной ассистенткой Снейпа и т. д. Более того, по замыслу большинства авторов, она просто обязана! Это утомляет... Впрочем, у неё могут быть проблемы с каким-то предметом - если по сюжету нужно, чтобы кто-то (обычно Гарри или Снейп) ей с ним помог.
Следствие №4. Сверхспособности. Практически всегда у Мери-Сью есть особый талант: пирокинез, анимагия, умение разговаривать с животными, пророческий дар... (ну должно же что-то сделать её ключевым персонажем...)
Следствие №5. Родственные и межличностные связи. Обычно Мери-Сью родственница либо того, кого Гарри очень любит, либо того, кого он терпеть не может. С любовью дело обстоит так: в неё влюбляются Рон, Гарри, Драко, кто-нибудь типа Невилла или Симуса и/или Снейп. Рон и Гарри из-за неё ссорятся, но она их мирит; Рона нежно отшивает, Гарри спасает жизнь. Драко она наставляет на путь истинный, со Снейпом поступает в меру испорченности автора. А вообще с Мери-Сью все хотят подружится (хотя отдельные личности могут её побаиваться), поскольку она (см. следствия 3-4) и к тому же редкостная красавица с глазами и волосами дивных цветов и стройной фигуркой.
Выглядит МС примерно следующим образом:
Каменьем драгоценным наряд ее сверкал,
А лик, как роза утром, был нежен, свеж и ал.
Когда б ей повстречался хулитель самый злобный -
И тот изъяна б не нашел в красавице подобной.
Как меркнут звезды ночью в сиянии луны,
Когда она на землю взирает с вышины, -
Так дева затмевала толпу своих подруг.
Не диво, что у всех мужчин забилось сердце вдруг.
Не подумайте ничего плохого - это описание королевны Кримхильды из "Песни о нибелунгах", но как подходит нашей Маше!
Ещё есть пародийные Мери-Сью - девушки из нашего мира, "вдруг откуда не возьмись" однажды проснувшиеся в Хогвартсе. Они знают всё о Гарри, поскольку читали книги, и наводят такой шухер... Иногда смешно, но обычно очень однообразно. Здесь займусь саморекламой. Написала фик про Мери-Сью, которая вообще учится в Дурмштранге и которой плевать на Поттера. Примерно до того самого момента, пока он не свалился ей на голову. Говорят, получилось неплохо. Правда, потом я заблудилась в философии, и идея "утонула". Слава Богу, надо сказать (хотя - по секрету - до сих пор мне встречаются люди, которые считают, что я умею писать).
Итак, к чему я развела всю эту канитель? Само по себе наличие любого (и даже любых) из этих признаков не делает фанфик плохим, хотя, например, рецензенты с Ярика рекомендуют душить девушку на корню. Но если это всё, что в нём есть, следует задуматься, нужен ли он вообще. Конечно, легче всего послать себя, любимую, хоть и в несколько подправленном варианте, в Хогвартс, очаровать всех, решить все проблемы... Но почему-то читать такой текст, как правило, совсем неинтересно. Персонаж получается слишком идеальный, чтобы быть похожим на человека, да и с сюжетом всё понятно: внутренняя логика не нужна, щас придёт Мери-Сью и всех осчастливит. Читателям же фанфиков скажу: Мери-Сью не всегда значит полный маразм, но если это так, обычно это понятно с первой главы-двух.
Маленький совет писателям, желающим ввести женский персонаж (ну мало в ГП главных героев-девчонок, мало!), и при этом обойти следствия 1 и 2. Если вам нужна студентка, перечитайте сортировку из 1 книги и найдите более-менее женское имя (только не берите Блез Забини - экспертная комиссия из порядка 10 человек так и не смогла определить пол этого персонажа. Проклятое отсутствие родов в английском! Хотя на то вы и автор, чтобы вертеть этим человеком как угодно. Вообще странно, что оно не упомянуто нигде, кроме как в Церемонии Распределения в 1-ой книге. Некоторые люди считают, что Роулинг приберегает эту "темную лошадку"... Ну не знаю...) Гораздо проще ввести в сюжет девушку, которая уже учится в Хоге (для этого и сверхспособностей надо меньше). Если она должна быть из Гриффиндора и вам претят Парвати и Лаванда - возьмите на курс младше. Если нужна учительница... оставьте наконец в покое ЗОТC! Это уже даже не смешно! В школе есть масса предметов, преподавателей которых мы не знаем: руны, магловедение, арифмантика... которую, кстати, ведёт любимая учительница Гермионы профессор Вектор (опять-таки не уверена насчёт пола, но в "Народном переводе" он женский, хотя я встречала и мужской). В общем, будьте гуманны к читателям, и они ответят вам любовью.
Ещё раз извинюсь перед всеми авторами, кто всё же предпочитает вводить собственных персонажей. Повторюсь: даже следование всем канонам Мери-Сью не делает фанфик плохим. Просто это именно та почва, на которой, к несчастью, цветёт и благоухает всякая дребедень.
И последнее. Мери-Сью бывают и мужского пола. Такие персонажи появляются, что называется, редко, но метко - поскольку парней в ГП много всяческоразных и разнообразноцелевых, такой молодой человек, как правило, не может нести никакого объяснимого предназначения и выполняет все худшие функции Мери-Сью. В некоторых узких кругах такой каприз природы называется Тайлер Бранд - в честь персонажа в своём роде гениального фанфика по одному анимэ, являющегося типичной (с поправкой на первоисточник) Мери-Сью, но ни разу не видела, чтобы этот термин употребляли в Сети. В любом случае "Тайлер Бранд" - это короче, чем "мужской аналог Мери-Сью", так что советую взять на вооружение. Хотя в последнее время все чаще встречаю термин "Марти-Стю", можете пользоваться и им.
4. Классификация фанфиков
Трагедия (angst) История, построенная на переживании героями тяжелых эмоциональных потрясений.
Вызов (challenge) Фик, построенный автором на чужой идее или в ответ на чей-то фик. Не редок состязательный момент.
Продолжение (continuation) Фанфик, который развивает какое-то конкретное событие или сцену с отрытым финалом.
Мирообразующие (alternate universe, AU) Фанфики, основанные на отступлении от канонов первоисточника. В таких фиках может происходить все что угодно. Например, во время битвы Последнего союза Элронд атомной бомбой подрывает к орковой бабушке весь Мордор вместе с Сауроном. Ну да об этом уже было в части 3.
Кроссоувер (crossover) Фик, в котором используются элементы более чем из одного источника, например, Баффи ищет вампиров на пару с Малдером в Хогвартсе.
Темный фанфик (darkfic) История с рекордным количеством смерти\жестокости\боли на квадратный сантиметр текста. Часто заканчивается смертью центрального персонажа. Не люблю такие вещи. Все должно быть в розовых соплях. Но любителям жанра могу порекомендовать "Diamonds in the Dust" - потрясающая по силе вещь.
Фиклет (ficlet) Короткий фик, состоящий только из одной части, не больше четырех страниц. Он же минифик.
Филк (filk) Пародия на существующую и, часто очень известную песню, где заменяются слова, но сохраняется оригинальная мелодия. Ничего особенно достойного не встречала - только бесконечные переделки "Belle" и "Las Ketchup".
Флафф (fluff) Легкий и нелогичный жанр; близко к понятию sillyfic, но скорее пародийный, чем юмористический.
Чепуха (round robin) История, разные части которой, написаны разными авторами.
POV (point of view) Точка зрения какого-либо персонажа. История рассказанная от лица этого героя. Ну да об этом разговор шел еще в части 3.
Глупости (sillyfic) История, написанная с сознательной целью быть максимально шуточной, пародийной и часто бессмысленной.
Следствия (serial) Фанфики так или иначе входящие в серию произведений.
Последствия (sequel) Продолжение или развитие идеи фанфика, своего или чужого. Типа Constance Ice. Или Илления.
Фик-песня (songfic)История, в основе которой лежат слова песни или которая построена вокруг них. Лично мне очень нравится "Я с тобой" по песне Lavigne "I'm with you". Фик есть у Эрганы.
Виньетка (vignette) Очень короткая история, включающая в себя короткий отрезок времени, один единственный движущий элемент (внутренний монолог, небольшое событие, описание чувств персонажа в конкретный момент) и часто одно действующее лицо. На сей счет на сайте имеет фанфик "Я трахнул тебя, Сириус" от Рики, который я до сих пор читаю не иначе как с закрытыми глазами. Респект за натуралистичность.
5. Специфика фанфиков
[]iBDSM (bondage/domination/sadism/masochism)[/i] Связывание, доминирование, садизм, мазохизм, наручники, плетки, черная кожа с заклепками, мастер и ученик, уроки послушания и подчинения и т.д. Но исключительно по взаимному согласию, никакого насилия. См. "Disciplinary Authority", очень рекомендую.
Chanslash Фанфик, где ребенок изображен в сексуальных ситуациях. Ну прям по Фрейду.
Incest (инцест) Кровосмешение. Сексуальные отношения между кровными родственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми). В этом отношении всем очень нравится пара Люциус/Драко. Че привязались к Малфоям? Не спят они вместе! И вообще, как говорит Эргана, инцест - это отвратительно. А никто не спорил, я вообще не спорю, я просто читаю.
Lemon Графическое описание сексуальной сцены.
Lime Этот маркер показывает, что в фанфике встречаются сексуальные сцены, но не описанные подробно.
MPREG (MAN PREGNANT) Мужчина в интересном положении. Один, два или даже больше беременных персонажей мужского пола. См. фики Яэль.
PWP (plot? What plot?) Переводится как "Сюжет? Какой еще сюжет?" или "Порно без сюжета", то есть просто секс, без объяснения причин и обстоятельств. Это типа когда Гарри и Драко просыпаются в одной постели, и тут все понимают, что они это делают уже на протяжении десяти лет. Хотя с какой радости - абсолютно непонятно.
RST/UST Решенная Сексуальная Напряженность / Нерешенная Сексуальная Напряженность (нужны более подробные объяснения?)
Twincest Любовные/сексуальные отношения между близнецами. О, ну этого добра в сети полно. Люблю фик от Моэри "За соплохвостом". Он забавный. Люблю Моэри отдельно от близнецов, потому что она классная. Но это так, к слову.
Х Недобровольная сексуальная ситуация. Туманная формулировка. Это, наверное, как фике "Заключенный". Ой, вряд ли Снейп хотел, чтобы с ним все это сделали... Впрочем, все вопросы к Minx (она, хоть все это и придумала, не перестает быть хорошим человеком, горячо мною любимым из-за Lost Feeling и Door to the River)
6. От меня лично - напутствие
Перед тем, как сесть за написание фанфика, снова перечитайте книги Роулинг, чтобы не было ляпов. Плюс ко всему ознакомьтесь с творчеством товарищей Розенталя и Ожегова и программой Microsoft Word в области проверки орфографии и пунктуации. А то раздражает, знаете ли, наличествующее надругательство над русским языком.